Новости

Резерв портовых мощностей

Возможности наращивания портовой инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна обсуждались на совещании, которое президент России Владимир Путин провел 20 августа.

Глава государства отметил, что после распада Советского Союза Россия утратила огромные портовые мощности, однако в целом негативную ситуацию удалось переломить благодаря реализации ряда проектов. «Новые портовые комплексы и терминалы были созданы на Балтике, на Севере, на Черном море, на Дальнем Востоке. В результате только за прошлый год через российские порты перевезено более 565 млн тонн грузов. Это на четверть больше, чем в пик таких перевозок за советское время в 1984 году», — сообщил Владимир Путин.

Министр транспорта России Максим Соколов уточнил, что совокупный объем перевалки российских экспортных грузов в прошлом году составил 660 млн тонн. Порядка 100 млн тонн было обработано в сопредельных государствах Балтики, при том что за последнее десятилетие эта доля практически в два раза сократилась.

На пределе возможностей

Порты Азово-Черноморского бассейна занимают второе место после Балтики по объему грузооборота, причем с каждым годом нагрузка на них возрастает, отметил президент России. Так, по оценкам экспертов, к 2030 году потребность в перевалке только сухих грузов в портах Южного федерального округа достигнет 150 млн тонн, это более чем в два раза превышает сегодняшние возможности. Инфраструктурные ограничения сдерживают увеличение объемов международной торговли и транзитных перевозок на южном направлении. Использование зарубежных портовых мощностей грузовладельцами и грузополучателями — это прямая упущенная выгода для России.

По словам Владимира Путина, потенциал дальнейшего масштабного наращивания мощностей крупнейших портов на Юге России, в Туапсе и Новороссийске, ограничен целым рядом объективных факторов, и, согласно экспертному мнению, развитие только двух этих портов не может в полной мере компенсировать серьезный спрос на грузоперевозки в этом регионе.

«Наша задача не просто снять имеющиеся инфраструктурные ограничения, но и создать достаточный резерв портовых мощностей. Это позволит сгладить пики сезонных нагрузок и минимизировать простои грузов, выстроить эффективные, конкурентные логистические схемы», — подчеркнул президент.

Говоря о перевалке в Азово-Черноморском бассейне, Максим Соколов сообщил, что общий грузооборот — это практически треть от грузооборота российских портов, при том что пропускная способность портов Азово-Черноморского бассейна составляет 260 млн тонн. «Но это в целом по всем (наливным и сухим) грузам, а по сухим грузам эта цифра только 68 млн тонн, — уточнил министр транспорта. — И мы видим, что на сегодняшний день вся эта совокупная мощность практически полностью исчерпана. Более того, по данным последнего года оборот составил даже чуть выше — 70 млн тонн, то есть за пределами пропускной способности».

Дополнительный объем перевалки сухих грузов в портах Азово-Черноморского бассейна составит 150 млн тонн, озвучил Соколов прогноз экспертов. В настоящее же время только три порта из имеющихся двенадцати обеспечивают основной грузооборот.

«Новороссийск дает сегодня практически две трети (66%), Туапсе – порядка 10, и Ростов-на-Дону – около 6% от общего грузооборота. Оставшиеся девять портов обеспечивают соответственно всего лишь 17% от общего объема, и, хотя у каждого порта есть определенные инвестиционные планы, существенных перспектив для их развития нет, поскольку большинство из них расположены либо в мелководных районах, либо в центре населенных пунктов, и это, конечно, серьезным образом затрудняет их дальнейшее развитие», — отметил министр транспорта.

Таманные перспективы

Новые перевалочные мощности для сухих грузов Министерство транспорта предложило разместить в Тамани. Проект предполагает создание сухогрузного района морского порта Тамань до 2025 года. «Общий прирост портовых мощностей для перевалки составляет 94 млн тонн сухих грузов нарастающим итогом начиная с 2019 года», — сообщил Максим Соколов.

Проектная документация была разработана к 2012 году консорциумом ведущих российских и голландских проектных компаний, уже получены все необходимые согласования, в том числе пройдена экологическая экспертиза, и проект находится в Главгосэкспертизе для подтверждения своих параметров.

Одним из важных преимуществ будущего порта министр назвал возможность осуществлять круглогодичные операции, в отличие от портов Черного моря, где штормовая нагрузка может достигать 60 дней в год.

«Существенной характеристикой порта также является его некая комплементарность по отношению к проектам других портов при условии покрытия дефицита той пропускной способности внешних подъездных путей. Порт Тамань не конкурирует с другими проектами, а, наоборот, существенно дополняет их», — добавил Соколов.

Инвесторы уже подтвердили свою заинтересованность и в формировании грузовой базы, и в строительстве терминалов в этом порту. Отбор инвесторов планируется производить на конкурсной основе, поскольку уже сейчас объем заявок на строительство терминалов в целом превышает практически на 20% его проектную мощность.

В соответствии с проектной документацией предполагается строительство 10 морских терминалов для обработки различных грузов, в том числе контейнеров, железорудного сырья, угля, металлов, серы и зерна.

Стоимость строительства порта с учетом объектов частной собственности инвесторов в целом оценивается в 228 млрд рублей. При этом объекты федеральной собственности оцениваются в 115 млрд рублей в ценах 2013 года.

Объем средств федерального бюджета, предусмотренный ФЦП «Развитие транспортной системы», составляет 76 млрд. Оставшиеся 40 млрд планируется привлекать по модели государственно-частного партнерства, смешанного финансирования за счет внебюджетных источников. «Соответственно инвестиции частных инвесторов уже в полном объеме будут направлены в том числе на создание их мощностей по перегрузке терминальных комплексов, это 112 млрд рублей», — рассказал министр транспорта России.

В целом реализация проекта в соответствии с оценкой экспертизы даст положительный бюджетный эффект в размере 114 млрд рублей в период до 2030 года.

Президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин сообщил, что в 2012 году в направлении азово-черноморских портов РЖД перевезла 62,4 млн тонн грузов, что на 11% превышает аналогичный показатель 2011 года. «То есть тенденция увеличения грузопотока, безусловно, присутствует. Хотя мы здесь всегда придерживаемся правила перепроверки, и, скажем, у нас более консервативное представление о возможном объёме роста именно в сторону Тамани, но все равно это, безусловно, цифры, которые намного превосходят существующие возможности инфраструктуры», — отметил Якунин.

Согласно озвученному главой РЖД прогнозу, к 2020 году в этом направлении произойдет увеличение объема грузов минимум в два раза, плюс 69,9 млн тонн. При этом общий объем грузов, перевозимых в направлении порта Тамань, достигнет 65 млн тонн.

Порт мал да удал

Среди так называемых малых портов Азово-Черноморского бассейна, министр транспорта на совещании у президента выделил Ростов-на-Дону: «Если говорить о порте Ростов-на-Дону, у нас есть планы по его дальнейшему развитию. Сегодня он обслуживает чуть более чем 11 млн тонн. Средства заложены в том числе и в федеральную целевую программу. Создается новый транспортно-логистический терминал, который будет обрабатывать грузы как морских, так и речных судов. И мы планируем его увеличение до 16 миллионов тонн».

Новый транспортно-логистический терминал — это Ростовский универсальный порт. Строительство мультимодального транспортно-логистического центра в промзоне «Заречная» было инициировано «Азово-Донским пароходством» в 2006 году. В 2008 году проект был включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг. и до 2020 г.)». Общая стоимость проекта составляет 24,3 млрд рублей, в том числе предусматривается привлечение 6,4 млрд рублей из федерального бюджета и 1,2 млрд рублей из регионального бюджета. Сегодня Ростовский универсальный порт площадью 100 га располагает семью современными причальными комплексами с протяженностью причальной стенки 1150 м. Погрузочно-разгрузочные работы в порту ведут более 30 единиц техники, в том числе 14 портальных кранов грузоподъемностью от 10 до 65 тонн каждый. Площадь открытых складских площадок составляет 90 тыс. кв.м. Первая очередь угольного терминала мощностью 1,5 млн тонн в год была введена в строй в 2010 году. В 2011 году начал работать контейнерный терминал мощностью 50 тыс. TEU в год. В настоящее время РУП обрабатывает контейнеры, уголь, зерно, минеральные удобрения, металлы и другие, в том числе тяжеловесные и негабаритные, грузы.

Мнением о развитии портовой инфраструктуры президент Владимир Путин обменялся с губернатором Ростовской области Василием Голубевым 22 августа в рамках рабочей встречи в донской столице.

Голубев отметил, что развитие портовой инфраструктуры актуально для региона, поскольку сегодня в Ростовской области три порта, более 20 компаний осуществляют перевалку почти 7 млн тонн грузов. По словам губернатора, реализация проекта строительства Ростовского универсального порта позволит выйти на грузооборот в почти 20 млн тонн. «Чтобы решить окончательно эту задачу, мы должны будем поработать со всеми подъездными дорогами к портовым хозяйствам», — отметил Василий Голубев. Владимир Путин заверил, что планы области по расширению работы порта будут поддержаны на федеральном уровне.

Президент подчеркнул важность развития транспортного комплекса в регионе. «Нужно повысить пропускную способность всей транспортной системы, обновить саму инфраструктуру, сформировать оптимальные транспортные развязки и сетки. Ростовская область играет ключевую роль не только в межрегиональной кооперации на Юге России. Это наши ворота в страны черноморского и прикаспийского регионов, и модернизация транспортной инфраструктуры — это непременное условие оживления деловой активности, стимулирование туризма и всего комплекса гуманитарных связей», — сказал Владимир Путин.